Alexey_VL (alexey_vl) wrote,
Alexey_VL
alexey_vl

Categories:

Абхазия. Хождение в Каман. Отчет с картинками%)

Читаю счас про Камбоджу и чего-то все время вспоминаю Абхазию, особенно как ходил там в Каман. Видимо потому что и там, и там недавно была война и остались неразминированые территории. Пожалуй под настроение выложу небольшой отчетик об этом похождении%)

На новогодних каникулах мы были в Абхазии – тусовка с бпклаба - два с половиной десятка человек, встречала НГ на вершине горы, возле Нового Афона. Потом все начали разъезжаться кто куда, и я вместе с шестью другими бпшниками оказался в Сухуме. В городе мы вписались у одной гостеприимной семьи, и в процессе общения я узнал, о том, что недалеко от города есть красивый монастырь, который интересно посмотреть. На фотках, которые дали посмотреть, монастырь действительно выглядел неплохо, и поскольку я люблю всякие исторические постройки, решил в него съездить. Правда сказали, что мост через реку был смыт во время паводка, но я решил перейти горную речку вброд, благо опыт имелся, хоть и в летнее время года. Больше никто туда идти не захотел, поэтому пошел один.

Ближе к выезду из Сухума следы войны стали попадаться чаще. На многих домах до сих пор видны следы от пуль – видимо шел бой на окраине города.



 Уточняю дорогу – местные говорят что идти около 10 км и предлагают за деньги довезти на машине. Вежливо отказываюсь, потому как пешком оно все-таки интересней, да и расстояние небольшое. Вскоре прохожу часовенку возле которой явно шел интенсивный бой – все стены в выбоинах от пуль и осколков.



 Дальше дорога идет уже в ущелье где раньше было много деревенских домиков. Теперь же они в подавляющем большинстве разрушены и безлюдны. Через пару километров встречаю пожилого старика у которого уточняю дорогу. Выясняю, что иду в правильном направлении, что не может не радовать, потому как дорога периодически раздваивается и куда идти не очень понятно, ибо указателей нет. Вдоль дороги попадаются знаки “Halo Trust” сообщающие о том, что данный участок разминирован, и о том сколько мин было найдено на нем. Цвета табличек разные – в зависимости от количества найденных мин. Мне попадались только синие – 1-2 мины, и одна зеленая – 0. Видимо, когда мин действительно много цвет у табличек красный.




 Еще через пару километров увидел речку и знакомые остатки моста. 



Прикинул, что лучше перейти реку два раза рядом с остатками моста, чем один раз, но в более глубоком и быстром месте. Пока спускался, потихоньку морально готовился к залезанию в холодную воду, надеясь, что там все-таки не очень холодно. В принципе за пару месяцев до этого, мы на московском маршброске провалились в болото почти по пояс, аккурат когда пошел первый снег, так что я считал себя вполне подготовленным для сей водной процедуры. Однако в этот раз мне повезло, и спустившись вниз мне удалось застопить местного грузина на белой лошади, коий благополучно перевез меня через реку.



После чего он поехал по своим делам в ближайшее поселение, а я пошел дальше пешком. Вскоре справа от дороги показалась симпатичная церквушка на холме, о которой рассказывали местные – церковь святого Базилика. 



По легенде, его конвоировали какие-то явно нехорошие люди, и в этом месте он попросил у них попить. Они, будучи нехорошими людьми, разумеется ему отказали, и тогда в этом месте вода пошла из скал, дабы эти люди устыдились, а Базилик напился. В память об этом событии позже поставили церквушку, а та вода из скал течет до сих пор и является местом паломничества. Там еще на камнях в этой речке видны следы железа – ржавчины, что верующими людьми считается за кровь какого-то великомученика. Может даже того же самого Базилика – разные жители, рассказывали разные версии. В общем посещение церквушки я решил оставить на обратный путь, ибо решил сначала дойти до монастыря, пока не стемнело. Еще через пару км, показался сам монастырь. В принципе мне он понравился – довольно гармонично вписывался в окружающий пейзаж. 




Обходя его по периметру, чтобы лучше осмотреть строение, я обнаружил табличку с паломническим маршрутом по окрестностям, и в частности к месту третьего обретения головы Иоанна Крестителя. Маршрут меня заинтересовал, и поскольку в запасе еще было свободное время, я решил дойти до этого самого места обретения, ибо интересно было глянуть на него. Обнаружив местного священника уточнил дорогу. Батюшка сообщил две новости, как водится – одну хорошую и одну плохую. Хорошая заключалась в том, что маршрут промаркирован стрелочками. Плохая же сообщала, что стрелочки эти засыпало снегом, равно как и дороги, и третьего дня ходил уже какой-то паломник, но дойти до конца не смог. В моем успехе, он выразил сильное сомнение, тем более, что уже темнело. Но у меня с собой был ЖПС и фонарик, так что я его сомнений не разделил. Уточнил на какую вершину нужно подниматься, благо ее было видно снизу, и отправился на начало маршрута. До темноты удалось найти первые указатели. 



В принципе все было не так уж и плохо – снега немного, и первые метров пятьсот я прошел довольно уверенно, находя очередные стрелочки. Пока шел по тропе впервые в жизни увидел маркеры неразминированной территории – палочки, обмотанные красной изолентой. А вскоре попался знак с неплохой картой и схемой маршрута.




Такие знаки попадались потом еще пару раз, и прямо скажем, оказали очень большую помощь в процессе ориентирования на местности. Вскоре маркеры дороги перестали попадаться вообще, ибо были полностью засыпаны снегом. 

а вот и луна появилась, пока я ходил%)


В снегу попадались тропинки протоптанные людьми, и я старался идти по ним, придерживаясь приблизительно нужного направления, не забывая периодически вколачивать промежуточные точки в ЖПС. Зайдя в какие-то жуткие колючие кусты на краю обрыва я понял, что видимо иду по следам того чела, который пытался дойти до обретения за три дня до меня. Пришлось выбираться обратно, через эти джунгли по колено в снегу. Разок даже навернулся со всего размаху, зацепившись за один из побегов. Но решил не ругаться, ибо сие несомненно было испытанием, дабы тока сильные духом и т.д. могли дойти до цели8-) Через какое-то время добрался до дерева, от которого шла вполне очевидная дорожка на ближайшую высоту. Кажется, там у этого дерева даже были какие-то указатели, что это та самая тропинка, потому что я был точно уверен, что это она. Метров через 100 подъема тропа бодро пересекала линию неразминированой территории. 



Слегка обалдев, решил продолжить идти дальше, на всякий случай наступая в следы предыдущих товарищей. Вскоре выяснилось, что я напрасно волнуюсь – просто это разминировали такой узкий коридорчик, что показалось, что это поперечная граница, а на самом деле это было две продольных. Выйдя на вершину я обнаружил, что никаких архитектурных сооружений, и даже просто установленного креста на святом месте не наблюдается. В этот момент мне пришла в голову замечательная мысль, что надо было наверное спросить как это самое место выглядит и чем оно обозначено. Однако воспользоваться ей, к сожалению, уже не представлялось возможным. Вершина была продольной, метров 500 на вскидку, и по ней шла тропа. Правда шла она в сторону – судя по всему это было продолжение кругового маршрута, который я видел на карте. Поскольку обламываться было обидно, я решил прочесать всю вершину на предмет поиска. Прошатавшись около часа по колено в снегу, залезая на деревья и забредая на неразминированную территорию, я вспомнил, что видел по дороге остатки какой-то железной лестницы. В принципе увидев ее в первый раз я решил, что это просто быстрый спуск вниз, который к тому же вылезал за разминированную линию. Однако, после часовых поисков, эта лестница уже не выглядела такой бесперспективной. И вправду, оказалось, что это вполне нормальная лестница, разве что с сугробами по колено. Ну дык такие сугробы были везде. Спустившись по ней метров сто, я таки обнаружил это место обретения, чему и возрадовался.



Обратно к монастырю вернулся без приключений, благо следы еще не замело. Даже ЖПС не понадобился. В принципе я чуток замерз пока ходил, а ботинки чуток промокли, поэтому решил зайти, попросить чашечку горячего чая. Батюшка и послушник малость удивились увидев меня, и еще больше удивились узнав, что я добрался до места. Так что я, по правде говоря, до сих пор чуток горжусь на эту тему, хоть это и не очень скромно т.д.%) Мне сделали чаю, и разрешили посмотреть церковь внутри. Иконы на тему отрубленной головы смотрелись несколько необычно, но в целом, все как и везде.



стол в трапезной


Напоследок мне предложили заночевать, ибо можно напороться на волков, но я отказался, так как меня ждали в Сухуме. Да и в волков, я как-то особо не поверил – все-таки по дороге попадались жилые дома, а волки вроде как боятся человека. Через двести метров от монастыря, я понял, что насчет боязливости волков ошибался, ибо один из них стоял аккурат передо мной на дороге и пялился на мой фонарик. Видимо решил, что это у меня такой светящийся глаз%) В темноте еще бегала пара теней. Причем метрах в двухстах от нас стоял жилой домик, около которого лаяла собака. А метрах в пятидесяти по дороге дальше стояло стадо коров. В общем, я даже засомневался, а волк ли это. Стояли мы пялясь друг на друга секунд десять. Я взвешивал аргументы за и против того, что это волк. А о чем думал он не знаю. В итоге я пришел к выводу, что это все-таки волк, ибо он стоял молча, не рыча и не лая, и при этом никуда не убегал. Осознав его сущность, я решил, что надо чего-нибудь крикнуть, дабы показать кто тут главный. Первое, что пришло в голову, было что-то типа «А ну пошел отсюда!». Экзорцизм сработал, и волк не торопясь убежал куда-то в темноту. Однако с этого момента мой покой был потерян. Легкая дорога домой превратилась в путь по территории полной диких волков, кои несомненно поджидали меня где-нибудь в засаде, подальше от человеческого жилья. По крайней мере, мне так казалось8-) Поэтому я набрал камней и идя по дороге стал прикидывать пути отступления, на случай атаки стаи – то бишь высматривать деревья на которые можно быстро залезть, если что%) Вскоре дошел до церквушки святого Базилика, и решил подняться-таки до нее на холмик, чтобы рассмотреть поближе. Церковь оказалась не запертой и я зашел в нее передохнуть. (Кстати, похоже это такая традиция в Абхазии – я потом встретил еще одну такую же небольшую церквушку в окрестностях Сухума, и она тоже была незапертой, и в ней тоже никого не было.) В помещении на стене висела весьма актуальная для Абхазии икона, призывающая разбойников вставать на путь истинный. 



святой источник недалеко от церквушки. Рядом, на склоне горы виден знак "осторожно мины"


Отдохнув, пошел дальше. До речки дошел без приключений, правда несколько позже, чем планировал в начале похода. Переходить, разумеется решил босиком.

Перед переправой - ручная кладь: ботинки, носки, булыжники от волков - решил запечатлеть%) 



 Вода оказалась холодной, но в принципе, по ощущениям вполне терпимой. Поэтому я шел не торопясь, уделяя значительное внимание тому чтобы не навернуться на скользких камнях. Однако после середины первого рукава случилась неприятная неожиданность – у меня онемели пальцы ног и начали неметь подошвы. Такой засады я честно говоря никак не ожидал, поэтому побыстрее вылез на сушу – островок, между двумя рукавами реки. Поскольку ампутация пальцев, не говоря уже о ступнях, меня совершенно не прельщала, начал пробовать как-нибудь разогреть их. К растиранию снегом, я как-то всегда относился скептически, и походу не зря – пользы оно не принесло. Поэтому я просто сел на рюкзак и стал делать растирание руками. На самом деле положение было не фонтан, ибо надо было форсировать еще один рукав, ступни полностью потеряли чувствительность, время позднее, а от реки до окраин Сухума еще километров пять. И тут я увидел как по дальнему берегу едет машина. Это был шанс. Дождавшись пока машина подъедет поближе – расстояние оставалось метров триста, наверное, я начал мигать фонариком, понадеявшись, что мигание заметят, а заметив, поймут, что это тут не новогодняя елка с гирляндой, а человек на острове застрял. Надежда оправдалась. Машина подъехала ко мне, и я сделав вид что у меня тут все путем и я просто решил постопить, попросил перевезти меня на тот берег. Мне повезло, оказалось, что машина поедет до Сухума, но сначала надо вытащить из речки еще одного товарища, который застрял посреди нее на своей машине. На спасательную экспедицию ушло около часа, в течение которого «Уазики» в очередной раз показали на что они способны, и наконец мы поехали обратно. К этому времени у меня уже более-менее восстановилась чувствительность ног, ибо я их постоянно массировал и растирал, и выйдя на окраине Сухума я без проблем пошел на вписку. За сим эпопея хождения в Каман закончилась%)

Tags: отчеты, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments